Его песни часто автобиографичны, в них представлена жизнь южан -афроамериканцев, на стороны которой белый музыкальный истеблишмент не обращал внимания , пока блюз не стал раздвигать рамки своей популярности, благодаря белым артистам типа Пресли.
Сэм Джон Хопкинс потерял отца в возрасте трех лет, первую гитару из сигарной коробки сделал себе в семь, в десять лет вместе с двоюродным братом певцом Элджером Александером Alger Alexander составил трио блюзменов-бродяг во главе со слепым певцом Блайнд Лемон Джефферсоном Blind Lemon Jefferson,выступая у того в поводырях и подпевалах на просторах Восточного Техаса. По легендам, Слепой Лимон никому более, кроме Сэма не позволял аккомпанировать ему на гитаре
В эти суровые 30-ые была еще и работа по совместительству, вместе с двумя своими братьями в барах, пивных и кофейнях, семейных вечеринках и на пикниках. В те времена, когда ему было около двадцати, времяпровождение молодого человека состояло из пения в поездах, азартных игр, пьянства и десяти лет тюрьмы по неизвестному и не вполне доказанному обвинению.
После тюрьмы пара Сэм Джон Хопкинс и Элджер "Техасец"Александер продолжила свои выступления в городских автобусах и на уличных углах Хьюстона, но в конце 40х Сэм вернулся домой в Сентервилл и занялся работой на ферме. В 1946 году со второй попытки произошел прорыв благодаря талантливому скауту из Лос Анджелеса Лоле Энн Каллум, которая прекратила его практику уличных концертов на Даулинг Стрит. Она организовала Сэму в пару пианиста Уилсона "Грома" Смита и Сэму ничего не оставалось , как стать "Молнией", чтобы придать новому коллективу больше динамизма.
"Гром и молния" 9 ноября 1946 года выдали свой первый хит на Aladdin Records, он назывался "Katie May". Все шло прекрасно целых десять лет, а потом Алладины сочли музыку Хопкинса провинциальной, устаревшей и не модной, не продлив дальше с ним контракт.
Сэм опять играет и поет в барах Хьюстона, но на его счастье в конце 50х его вновь "открывает" ученый фольклорист Мак МакКормик Mack McCormick, и "Молния" записывается у еще одного фольклориста - новатора и продюсера Сэма Чартерса Sam Charters на лейбле Folkways Records.
Теперь он переключается на электрогитару и предстает перед совершенно другой аудиторией. Эффект настолько значительный, что позже три рок-монстра : Jefferson Airplane, Grateful Dead и Vaughan brothers заявляли, что именно Сэм Хопкинс был человеком, оказавшим влияние на их творчество. К числу поклонников Сэма относили себя Бадди Гай и Альберт Коллинз.
В годы фолк-блюзового бума середины 60х пришла наконец слава, туры по стране и миру. выступления по телевидению, перед Королевой Елизаветой в Лондоне и документальный фильм 1967 года "Блюз по Лайтнину Хопкинсу " Преодолев страх перед воздушными перелетами Хопкинс появляется с концертами в Германии, Нидерландах и Японии.
После тяжелой автокатастрофы в середине 70х он снизил концертную активность, но играл и пел до конца, до 1982 года практически для любой фирмы грамзаписи, которая платила деньги авансом. Он мало брал за запись, но никогда не записывал одну и ту же песню два раза, отказывался делать на записи дубли и никакие продюсеры не могли заставить его это сделать.
Его любимая гитара Джибсон Gibson J-160e выставлена в Зале Рок-н-Рольной Славы в Кливленде, Огайо, а вторая любимая электрогитара Guild Starfire - в Президентской Библиотеке и Музее Джорджа Буша
Он - блюзмен-рекордсмен, записавший около тысячи песен, почти 100 альбомов на двадцати фирмах грамзаписи. В техасском городке Кроккет Хопкинсу установлен памятник. Он занимает 71 место в списке Величайших Гитаристов Всех Времен.