14:30
Louis Prima 1991– Capitol Collectors Series
 Многолетний лидер музыкальных коллективов и один из наиболее значительных представителей стиля "lounge" (термин в популярной музыке для обозначения лёгкой, фоновой музыки, которая первоначально часто звучала в холлах гостиниц, магазинов, в кафе, и даже в лифтах,  для лаунжа характерны большое джазовое влияние, камерность и импровизация.
Louis Prima 1991– Capitol Collectors Series
Несмотря на то, что существует специально записанная музыка для подобных целей, термин лаунж охватывает обширный спектр исполнителей различных жанров: от джаза и боссановы до электроники), Луи Прима лучше всего известен своей классикой, "Just a Gigolo," "Просто жиголо", увековеченный Дэвидом Ли Ротом для целого нового поколения свингеров.
Подробнее:
Но наследие Примы пошло гораздо дальше: в его лучшие дни он записывал для солидного мэйджора - фирмы Capitol, появился актером в паре фильмов и даже владел полем для гольфа. Гений Примы был весьма влиятельным и впечатляющим: лаундж, свинг и диксиленд у него сливаются в попурри - веселую дискотеку, профессионально достойную и оптимистичную. Дуэты Примы с Кили Смит являются очевидными украшениями этого альбома: "'Черная магия", "Hey Boy Hey Girl !," и "Я Got You Under My Skin"

Неутомимый шоумен и недооцененный музыкальный талант, Луи Прима взлетел до своего канонического статуса благодаря заразительному звучанию своих оркестров, которые привлекали и привлекают до сих пор слушателей уже нескольких поколений. Номинально свинговый музыкант, он своим стилем охватывал джаз и блюз Нового Орлеана, буги-вуги, джамп, R & B, рок -н-ролл и даже (время от времени) итальянскую тарантеллу. Независимо от того, какую музыку он брал за основу, это были жесткие и быстрые, с драйвом, шаффлы быстрого темпа , которые помогли некоторым трекам из его более раннего материала обратить на себя внимание R & B аудитории и позже были перепеты или переисполнены джамп-блюз артистами более позднего поколения.

Период его наибольшей популярности совпал с периодом его брака с певицей Кили Смит, чей расчетливый и хладнокровно сложный вокал и оригинальная, весьма маловыразительная и сугубо пародийная, сценическая манера стали прекрасным контрапунктом к шумному, клоунадному энтузиазму и гиперактивности Примы на сцене. Украшением коллектива Примы в те дни был и тенор-саксофонист Сэм Батера, идеально исполнявший джамп и блюз Нового Орлеана . Возможно, потому, что Прима не слишком серьезно относился к тому, что делал, серьезные джазовые критики часто старались не рассматривать его, как шоумена, акцентируя внимание на его уникальных талантах джазового исполнителя. Он был весьма способным, с хриплым голосом певцом по манере близким к Луи Армстронгу, удивительно разнообразным, кроме того он был прекрасный трубач, опять же близкий к исполнительской манере Армстронга; более того, он написал произведение, которое стало на долгие времена хитом для Бенни Гудмена - "Sing, Sing, Sing».

Влияние Примы на поп-культуру также весьма значительно; его итальянский акцент сделал безопасным делом для других итальяно-американских певцов показывать свои корни (особенно в период второй мировой, когда Италия воевала на стороне Гитлера), и он был первым из известных исполнителей, спокойно занявших место в залах и казино Лас-Вегаса, помогая начать превращение этого города в столицу развлечений не только игорного плана. Его музыкальное наследие оказалось весьма длительным, а кавера его классики стали хитами для Дэвида Ли Рота и Брайана Сейтзера; Кроме того, в 90-х возрождение джампа устремилось вновь подчеркнуть танцевальность треков и позитивные чувства , которые в значительной степени исчезли из джаза, все это вернуло музыку Примы обратно в центр внимания публики и благосклонности критики.

Луи Прима была родился 7 декабря 1911 года в Нью-Орлеане, в итальянской семье, которая эмигрировала в США через Аргентину. Он брал уроки игры на скрипке в детстве, но в 15 начал играть на трубе, когда его старший брат уехал на гастроли с группой и оставил свой инструмент буз присмотра. в 17 Прима уже играл профессионально в театре Нью-Орлеана, главным образом вещи Луи Армстронга и Кинга Оливера. Театр был не местом для джазовых экзерсисов и Прима был оттуда уволен. В начале 30-х он работал вместе с корнетистом Рэдом Николсом и переехал в Нью-Йорк в 1934 году по приглашению местной джазовой звезды Гая Ломбардо, который был впечатлен игрой Примы на трубе. Пытаясь найти работу Прима организовал диксиленд New Orleans Gang и начал давать регулярные концерты в клубе Famous Door на 52-й улице. Оркестр стал известным в округе, исполняя "Way Down Yonder in New Orleans" как свою визитную карточку и записал на пластинки несколько треков в 1939; некоторые из наиболее известных музыкантов - кларнетист Пи Ви Рассел, пианист Клод Торнхилл, гитарист Джордж Ван Эпс, трубач Эдди Миллер, тромбонист Джордж Брунс. Прима также периодически ездил в Лос-Анджелес и появился там в нескольких голливудских мюзиклах,(Bing Crosby Western Rhythm on the Range) в 1936 году.

Между тем, Прима продолжал сочинять оригинальный материал и в 1937 году написал песню под названием "Sing, Sing, Sing». Бенни Гудмен записал инструментальную ее версию и имел огромный успех с ней в следующем году, исполнив её в Карнеги-холл; и по сей день эта вещь остается одной из наиболее известных мелодий эпохи свинга. Прима расформировал New Orleans Gang в 1939 году, чтобы организовать новый оркестр, уже биг-бэнд, который он назвал Gleeby Rhythm Orchestra. После Второй мировой войны, группа начала выпускать хиты, которые часто подчеркивали итальянское происхождение Примы и его акцент. Первым в 1944 году стала "Анджелина", она проложила путь для "Felicia No Capicia," "Bacciagaloop (Makes Love on the Stoop)," "Please No Squeeza Da Banana," и "Josephina, Please No Leana on the Bell.". Прима также возглавлял хит-парад Top Ten с песнями "Robin Hood" (1944; перепетая в следующем году Les Brown и ставшая еще более значительным хитом), "Bell Bottom Trousers" (спетая Lily Ann Carol в 1945) и "Civilization (Bongo, Bongo, Bongo)" (1947).Он также написал "A Sunday Kind of Love.", ставший хитом в исполнении Jo Stafford в 1947

В 1948 году Прима нанял новую вокалистку для своей группы, 16-летнюю уроженку Норфолка, штат Вирджиния по имени Дороти Кили, которая взяла псевдоним Кили Смит. Прима использовал ее первоначальную застенчивость, превратив в сценический имидж, на сцене обыгрывая каждый раз попытки сломать ее "ледяную невозмутимость, близкую к туповатости" своим паясничаньем, экзальтацией и клоунадой.
Контраст в их манерах поведения на сцене произвел немедленный успех, мальчишеская стрижка Смит только добавила оригинальности. Биг-бэнд Примы распался в 1949 году, он продолжал работать со Смит в более "экономически целесообразной" обстановке ночного клуба. Они выдали хит в 1950 году, их совместную композицию "О Babe!" и гастролировали по стране в течение нескольких лет. Летом 1953 года Смит стала четвертой по счету женой Примы.

К концу 1954 года Прима понял, что найти работу даже уменьшенному Gleeby Rhythm Orchestra все труднее и труднее. В конце концов через друзей он получает контракт на работу в отеле Sahara в Лас-Вегасе, во время кратковременного пребывания в Новым Орлеане уговаривает популярного местного тенор саксофониста Сэма Бутера стать своим партнером и перетягивает из Орлеана еще несколько музыкантов. Новый состав дебютирует в "Сахаре" под названием Свидетели, Witnesses . Их шоу имеет в Вегасе большой успех, они выступают по пять раз за ночь, это был в целом комический стеб Примы и Смит с сексуальным подтекстом, а музыка была живым джамп блюзом и рок-н-роллом, приемлемым даже для пожилых посетителей.

В 1956 году Прима подписывает новый контракт с Capitol, который знаменует начало самого успешного периода своей звукозаписывающей карьеры. Его первый альбом для лейбла был 1956 The Wildest!, который успешно транспонировал высокую энергию его живых выступлений в студийную запись; в течение следующих нескольких лет на Capitol записывается еще шесть альбомов. Он часто появляется на шоу Эда Салливана и других известных телевизионных эстрадных программах, а в 1958 году он и Смит выигрывают Грэмми за их версию "That Old Black Magic." В 1959 году они появляются в фильме Hey Boy! Hey Girl!.

В то время как Прима и Смит демонстрировали потрясающее взаимодействие на сцене, в жизни их взаимная неверность привела к разводу. В 1961 году Прима уходит с Capitol и подписывает договор с Dot Records и их шоу из Sahara Hotel переезжает в Desert Inn; его популярность по-прежнему сохраняется, обе сделки приносят им огромные деньги. Тем не менее, Смит разводится с ним в 1961 году, подпортив контракты и в значительной степени сведя к минимуму успехи от этих сделок. Прима возвращается на Capitol записывая для них последний альбом The Wildest Comes Home и нанимает новую вокалистку, Гию Майоне, которая становится его пятой женой в 1963 году.

Без Смит он никогда более не становиться столь же популярным или столь же плодовитым, но продолжает выступать в Лас-Вегасе с Бутерой и Свидетелями и гастролирует вполне успешно. В 1967 году Дисней приглашает Приму озвучить роль короля Луи, правителя орангутангов в анимационный адаптации "Книги джунглей"; свингующая "I Wanna Be Like You" входит в число самых любимых песен Диснея той эпохи.

Прима провел большую часть конца 60-х и начала 70-х, играя в казино и иных залах Вегаса, особенно в Sands Hotel. Со временем в этом городе новые музыкальные исполнители потеснили Приму, он уже не был столь же притягятельным, как ранее и ему пришлось переехать назад на родину, в Новый Орлеан, где они стали играть во Французском квартале для туристических толп. В конце 1975 года Прима перенес операцию по удалению опухоли головного мозга и впал в кому; хотя он жил в течение еще почти трех лет, но не пришел в сознание и умер 24 августа 1978 года

Музыка Примы не стареет и время от времени возрождается: бывший солист группы Van Halen певец Дэвид Ли Рот сделал лучший и самый запоминающийся хит своей сольной карьеры версией "Просто жиголо / Ничего я не получил" в 1985 году, бывший Stray Cat лидер Брайан Сетзер получил Grammy, создав кавер "Jump, Jive an' Wail." Между тем, Сэм Бутера продолжает исполнять лучшие вещи в сети казино Лас-Вегаса и Атлантик-Сити.

 
Категория: Блюзы и блюзики | Просмотров: 95 | Добавил: olegspbru | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar